|
Америка — родина многих производственных гигантов, которые когда-то создавались буквально «на коленке» в чьем-нибудь гараже. Сразу, к примеру, приходят на ум Apple и Microsoft — не самые мелкие корпорации появились именно «на коленке» и именно в гараже.Однако не только IT-компании рождались в суровых условиях. Многие верфи создавались аналогичным образом, как хобби для отцов и сыновей, а также братьев и иногда — сестер.
|
 |
|
И, что удивительно, «гаражное» производство зачастую могло предложить существенно более высокий уровень качества конечной продукции, надежности и уникальности. Вероятно, дело в том, что в отличие от безликих монстров, концентрирующих свое внимание на прибылях и снижении затрат, эти компании создают не «продукцию», а все- таки яхты. Живые организмы, которые требуют уважения и любви и которые невозможно построить, не вложив частичку своей души. Именно о такой верфи — Nordhavn — мне хочется сегодня поведать. Она была рождена благодаря невероятному стечению обстоятельств и стала примером для подражания во всем мире.
|
 |
|
Все началось в далеком 1973 году, когда впервые познакомились два будущих партнера и единомышленника — Джим Лейшман и Дэн Стрич. В то время оба работали обычными брокерами в местной конторе и не представляли свою жизнь без моря-океана. Если бы годом позже яхтенное агентство не прекратило свое существование, возможно, мы никогда и не увидели бы того, на что оказались способны эти молодые люди. Вместо закрывшейся компании было решено создать новую, которая с годами стала называться Pacific Asian Enterprises (PAE). На первых порах компаньоны занимались импортом парусных яхт из Тайваня, но со своим, особым подходом. Дело в том, что качество поставляемых яхт в то время оставляло желать лучшего, а потому партнерские отношения завязывались только с теми производителями, которым можно было диктовать свои условия, чтобы предлагать клиентам действительно достойные яхты. Одновременно зрело понимание: чтобы добиться действительно нужного уровня, требуется собственный проект и правильный партнер. Так родилась парусная яхта Mason 43, созданная давним товарищем новоявленных судостроителей дизайнером Элом Мейсоном.
|
 |
|
Поиски подходящего производства привели их на только что построенную тайваньскую верфь Ta Shing. Владелец верфи поставил перед собой амбициозную задачу: построить лучшую верфь из возможных на тот момент и не скупиться ни на персонал, ни на оборудование. Это ему удалось, но не хватало главного — гениального проекта и надежного американского партнера. Сотрудничество получилось на редкость удачным, и за невероятно успешной моделью Mason 43 последовали проекты M63, M53, M53CC и M33. Всего было построено 132 яхты, и большая их часть по сей день радует своих владельцев. К 1988 году спрос на парусные яхты, который неизменно падал на протяжении нескольких лет, достиг дна. Судовладельцы предпочитали простые и понятные моторные яхты, а не сложные в управлении парусные. К тому времени Джефф Лейшман (младший брат Джима) уже успел получить свой диплом конструктора-судостроителя и в рамках дипломной работы подготовил проект океанской моторной яхты с внушительным запасом хода. Братья активно выступали за строительство этого проекта и в конце концов убедили своих партнеров.
|
 |
|
Однако уход от классического паруса давался нелегко. Проверенная временем верфь Ta Shing отказалась строить «странный проект», а журналисты называли его «загадочным буксиром». Получившаяся 46-футовая яхта действительно больше напоминала рыболовецкий траулер из северных морей, нежели круизную яхту. Отсюда и возникло название новой верфи — Nordhavn (норв. — северный порт), а сама яхта стала называться N46. Тем не менее, когда строительство яхты было завершено, в 1989 году небольшая группа фанатов, среди которых была и вдова знаменитого путешественника и автора книги «Путешествие под мотором» капитана Бииба, по достоинству оценила новинку. Женщина была настолько впечатлена, что предложила Джиму Лейшману откорректировать следующее издание книги и дополнить его своими соображениями. Так он и сделал, находясь на борту N46 во время перехода через Атлантику.
|
 |
|
В производстве яхт компаньоны придерживаются тех же принципов, что и в самом начале своего пути: качество и надежность превыше всего. Это требует от них нестандартного подхода не только в строительстве, но и в продажах. Скрупулезно контролируя все до мелочей на производстве, они уделяют не меньше внимания процессу заказа и поставки новых яхт. На верфи отказались от общепринятой дилерской системы. У Nordhavn 18 собственных представителей по всему миру и 13 проектных менеджеров непосредственно в офисе в США. Каждый заказчик работает одновременно с представителем верфи, своим собственным проектным менеджером и его помощником и может связаться с ними в любое время для уточнения деталей. Такая обратная связь позволяет оперативно вносить необходимые изменения в проект и всегда быть уверенным в том, что все будет сделано правильно и в срок. Дополнительный плюс такого подхода заключается в существенно меньшей, по сравнению с дилерами, комиссии. А значит снижается стоимость яхт для конечных потребителей.
|
 |
|
Владельцы верфи настолько уверены в качестве своих яхт, что организовали два вызвавших общественный резонанс перехода. В 2001 году моторная яхта Nordhavn N40 совершила кругосветное плавание, покинув родной порт в Дана Пойнт и вернувшись туда же спустя 27 недель. Этот переход не только доказал превосходство этих яхт, но и обеспечил верфь бесценными знаниями о различиях стоянок в разных портах мира и требований, предъявляемых к судам. В 2004 году было решено провести Nordhavn Atlantic Rally — переход через Атлантику на 18 различных судах. Экипажи составили работники и владельцы верфи, а сам переход наделал немало шума. Недавно верфь Nordhavn спустила на воду свой 500-й корпус — событие, которое 30 лет назад представилось бы маловероятным. Впрочем, если считать все яхты, созданные этим коллективом, то их количество уже перевалило за 850 бортов. Другая значимая веха — завершение строительства проекта N120, начатое в 2008 (!) году (разразившийся кризис затянул производство на несколько лет). Это настоящая мегаяхта, которая наверняка еще покажется во всей красе на международных выставках и получит заслуженные награды.
|
 |
|
Тем временем жизнь на верфи продолжается. Идет работа над новыми проектами, новыми решениями, которые позволят сделать эти яхты еще лучше. И нет оснований не верить в то, что все у них получится. Ведь у руля все те же партнеры-перфекционисты, которые умеют, а главное — любят строить великолепные и надежные моторные яхты. А что еще важнее — они все так же любят и уважают море и понимают, что может потребоваться вам как владельцу на борту вашей яхты в любой точке мира, будь то солнечный Сингапур, суровая Норвегия или Россия. Верфь развивалась на фоне постоянных кризисов, неготовности рынка принять ее революционные идеи (которые потом успешно копировались и копируются другими производителями) и вечного поиска идеальных решений. Что ж, наверное, именно поэтому «гаражные» компании в США частенько вырастают в самых лучших и ярких представителей рынка. Ведь в главное дело своей жизни они вкладывают все, что у них есть. А в выигрыше остаются именно клиенты, которые получают настоящий шедевр вне зависимости от размера. |
 |
|
Макс Лерман |
| |
| |